Конкурсы, семинары, конференции

для педагогов

2017-2018 учебный год

Педагогическое эссе

 

 

  Участниками конкурса «Педагогическое эссе» в 2018 году являлись финалисты конкурса «Педагог года». Для написания работы им были предложены следующие темы:

1. Волонтер-это человек, которому не все равно!

2. Как я понимаю задачу «воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины»?

3. Какой я представляю школу, в которой хочется учиться и работать? («Каким я представляю детский сад, в котором хочется воспитывать детей и работать»)

 

Критерии оценки работы

Мах. балл

индивидуальная позиция (а фактически - жизненная и профессиональная концепция)

1

- непринужденность (а фактически - легкость, изящество стиля, увлекательность повествования)

парадоксальность (а фактически - нестандартность, творчество в подаче материала)

1

афористичность (а фактически - убедительность и доказательность, меткость, точность, глубина слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей)

1

образность (а фактически – яркость, художественность текста)

1

разговорная речь (а фактически – живое общение с читателем эссе)

1

впечатления (а фактически – живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора с читателем)

1

ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте)

1

Максимальное число баллов

7

Грамотность (минус баллы за грамматические, синтаксические, речевые ошибки)

-1, -2

Другое (минус баллы за использование средств интернета и др.)

-1

Лучшими признаны педагогические эссе следующих авторов:

1. Сузи Григорий Валерьевич, учитель  истории МОУ «Гимназия № 17» (6 баллов), номинация «Педагогический дебют. Учитель»;

2. Федорец Алла Юрьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 34» (5,5 баллов), номинация «Воспитатель»;

3. Кормакова Анастасия Викторовна, учитель иностранного языка МОУ «Академический лицей» (5 баллов), номинация «Учитель».

По первой теме были представлено 9 работ, по второй-3 работы.

Жюри конкурса:

1. Бермус Елена Валерьевна, редактор отдела прозы журнала «Север», кандидат филологических наук.

2. Бондарь Олеся Борисовна, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа №10».

3. Воздвиженская Маргарита Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №40».

4. Рой Ирина Михайловна, заместитель директора МОУ «Державинский лицей», учитель русского языка и литературы.

5. Лукина Валентина Николаевна, старший методист МАУ ДПО ЦРО, филолог.

 

Ниже публикуем сочинения и выдержки из работ финалистов конкурса.

 

Эссе на тему «Волонтер-это человек, которому не все равно!»

Кормакова Анастасия Викторовна, учитель МОУ «Академический лицей»

«Волонтер – это доброволец, человек, который не ждет материальной выгоды от выполненного, он рад увидеть улыбку или одобрительный кивок на законченное дело. Ребята, которые увлечены волонтерством, никогда не пройдут мимо, если обижают младших, издеваются над животными. Они всегда готовы оказать помощь. Нам не всегда нужна материальная помощь, иногда нам нужно, чтобы просто выслушали. Ведь когда человек стоит на краю, очень важно не дать ему упасть».

«Никогда бы не подумала, что современные подростки так хотят помогать и быть полезными. Но больше всего удивляет их нежелание рассказывать всем об этом. Не раз спрашивала: «Зачем вы это делаете?» А в ответ лишь слышала недоуменное: «А как же иначе?!».

Верю, что таким детям будет везти в жизни. Если им сейчас не все равно, то уверена, и потом их будет волновать, что происходит рядом. Волонтером не просто становятся, а им остаются на всю жизнь. Таких людей легко узнать по участливому взгляду и ободряющей улыбке».

«Волонтер – это не профессия. Здесь ты не заработаешь миллионы, но найдешь настоящих друзей, от проделанной работы к тебе вернется волна радости и улыбок».

 

Федорец Алла Юрьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 34»

Середина декабря. Предновогоднее настроение. Приятные хлопоты…

Выхожу в социальные сети. Все в ожидании чуда.… Листаю ленту новостей. Среди ярких открыток пост о помощи: «Маленькая принцесса Кариночка мечтает о рычащем Амурчике… Прелесть, правда? Вот только цена, ого…какая! Девочка сейчас проходит лечение и ей приходится несладко. Она верит в чудо исполнения желания».

В голове стали появляться вопросы: «Как я могу помочь? Что я смогу сделать?»

Больничная палата…Маска. Приборы. Рядом мама. Конечно, мама должна быть рядом.

Кто же этот человек, которого в предпраздничные дни интересуют чужие проблемы? Оказывается, волшебники среди нас! Этой женщиной оказалась мама Фёдора Комиссарова, с ней мы каждый день встречаемся в приёмной детского сада. Мысли мне не давали покоя. У Светланы двое детей, семья, работа. Когда она всё успевает? Современный человек вынужден постоянно быть в спешке. И счастлив тот, кто в круговороте событий сможет найти время и провести его с самыми дорогими людьми…И как приятно мне стало на душе от этих рассуждений! Есть у нас в России такие люди, которым не всё равно! И они совсем рядом с нами. Мне удалось поговорить со Светой. На вопрос, как ты пришла к волонтёрству, она сказала: «Меня просто потянуло, там люди золотые…» Когда она рассказывала о детях, которым ей удалось помочь, глаза её светились искренним счастьем.

В своей жизни я придерживаюсь следующей позиции: куда бы ты не шёл, иди с чистой душой! Доброта, искренность и жизнелюбие - вот главные качества, которые делают наш мир лучше, помогают преодолевать трудности и двигаться вперёд. Я сама мама. Моей доченьке десять лет, сыночку три годика. У меня есть любящий и заботливый муж. Каждый день я спешу в детский сад, там меня  встречают мои малыши, а я дарю им свою любовь и заботу. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг имеет свойство меняться. Но если твоя душа наполнена желанием помогать, помогать просто так, не требуя ничего взамен, это дорогого стоит!

Конец декабря.…За окошком идёт пушистый снег. Выхожу в социальные сети. Среди ярких новогодних открыток пост: «Спасибо, дорогие волшебники! Сегодня ребята онкологической больницы получили долгожданные подарки и, вместе с ними, веру в волшебство!»

Больничная палата…Маленькая принцесса Кариночка. На тумбочке сидит рычащий Амурчик. Рядом мама. Весёлый детский смех…Я его слышу!

 

Мюхонен Дина Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №15»

«..волонтер – это доброволец. То есть, волонтер - это человек с добром в сердце, чистой совестью и обладающий определенными волевыми качествами личности (инициативность, дисциплинированность, решительность). Значит, для того, чтобы стать волонтером, в первую очередь необходимо сформировать в себе такие свойства личности, как доброта и воля.

Волевые качества проявляются в различных ситуациях, их проявление определяется нравственными установками, мотивами человека. Развитие волевых качеств, иногда происходит в течение жизни и зависит от определенных обстоятельств, а может развиваться упорной работой над собой».

«В своей педагогической деятельности я стараюсь привить детям те ценности, которые теряются в нашем современном мире: доброта, уважение, благородство, верность, преданность и т.д. Мы с детьми помогали бездомным животным, делали новогодние открытки для людей, живущих в доме престарелых. Мы часто ходим на берег Онежского озера, чтобы не только прогуляться, но и  убрать мусор».

«Не могу не рассказать о своем сыне. Ему всего 13 лет, а он уже участник программы по адаптивному скалолазанию «Вместе к вершинам». Данная программа направлена на социализацию детей с аутизмом. Реализует данный проект мой сын Дмитрий совместно с такими же детьми как он, с нормой в развитии. Они помогают детям с аутизмом научиться общаться со своими сверстниками, развиваться в коллективе.

Я могу с уверенностью сказать, что мой сын - добрый человек, а значит, неравнодушный, то есть ему не все равно!

Данный опыт сын получил благодаря одному из педагогов ДЮЦ г. Петрозаводска и руководителю проекта Каляшову Роману Владимировичу, который сумел построить работу так, что обычные ребята учат детей с аутизмом скалолазанию под его чутким руководством.

Я стараюсь всячески поддерживать сына в этом направлении, часто общаюсь с ним на тему «Как стать полезным для ребенка с аутизмом!». 

Можно ли всех тех, кого я описала выше (моих воспитанников, Романа Владимировича, моего сына и меня) назвать волонтерами? Не могу ответить на этот вопрос, но с уверенностью скажу, что всем нам не все равно!

Добавлю, наши поступки показывают, что мы открытые люди, которым не безразлична жизнь совершенно незнакомых нам людей.  Нам не безразлична экологическая обстановка в нашем городе, раз мы ходим наводить порядок на берегу Онежского озера.

Доброе сердце, вот что помогает человеку оставаться человеком! А как этого человека назовут, разве это важно?»

 

Эссе на тему «Как я понимаю задачу «воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины»?»

Сузи Григорий Валерьевич, учитель истории МОУ «Гимназия № 17»

Отто фон Бисмарк как-то сказал, что франко-прусскую войну выиграл школьный учитель. По всей видимости, Бисмарк хотел подчеркнуть, что именно учителя смогли привить немецким мальчикам – будущим солдатам – чувство патриотизма и готовность воевать за интересы своей страны до победного конца.

Однако если вспомнить другого известного немца – Э. М. Ремарка и его произведение «На Западном фронте без перемен», то проблема воспитания патриотизма в школе не будет выглядеть столь однозначной. В книге школьный учитель агитирует (по-другому не сказать!) юношей встать на защиту своей Родины, вступить в ряды немецкой армии и доказать свою любовь к отчизне в трудную минуту. В итоге все парни, в том числе и главный герой, в котором легко угадывается сам Ремарк, уходят на фронт. Но Первая мировая война уже не будет для Германии победной, и эти юноши быстро поймут, что стали жертвами манипуляции со стороны учителя, который призывал их быть патриотами.

Эти два примера заставляют задуматься: где грань между воспитанием патриотизма  любви к своей Родине и разжиганием национальной вражды?

Патриотизм – понятие, которое я стараюсь употреблять в своей речи как можно реже. Главная причина тому – перегруженность термина полярными смыслами и различное его толкование. На примере «патриотизма» хорошо видно, как частое использование термина в различных контекстах приводит к выхолащиванию смысла, множит его интерпретации и делает термин размытым.

Как учитель, я обязан «воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории своей Родины» это входит в мои должностные обязанности. К тому же именно от учителей истории ждут, что они на примерах из славного прошлого смогут пробудить у нынешних школьников чувство гордости за предков.

На первый взгляд, сделать это не так уж и сложно – в истории России много примеров героизма и самопожертвования, которые не могут не вызывать гордости и уважения.

Но, на мой взгляд, воспитание патриотизма – очень сложная и деликатная задача.

Во-первых, как от патриотизма (любви к своей Родине) не скатиться к шовинизму и национализму (неприязни и даже ненависти ко всему «чужому»). Здесь уместно вспомнить фразу Самуэля Джонсона: «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Или отношение к патриотизму Льва Толстого, который считал это чувство отрицательным, ведущим к отчуждению и разобщению народов. Даже если не согласиться в целом с Толстым, отбросить опасность нездорового «патриотизма» невозможно.

Во-вторых, как в угоду задаче воспитания патриотизма не исказить и не приукрасить прошлое своей страны? Ведь так соблазнительно демонстрировать ученикам только лучшее в качестве примера. Как не заретушировать темные страницы истории России? Как разделить (и нужно ли разделять?) подвиги героев Великой Отечественной и депортации целых народов времен войны? Как совместить слова о мужестве солдат и факты об ошибках командования? Правду о героях и коллаборационистах, партизанах и заградотрядах?

Для меня, учителя истории, эти вопросы не являются риторическими. Они сугубо практичны. Поэтому постараюсь дать свои ответы на них. Это будут, скорее, даже не ответы, а некие рекомендации (в первую очередь, самому себе). В этих рекомендациях часто может встречаться категоричный императив «учитель должен…», но я уверен, что это необходимый минимум, которому я должен следовать, чтобы не стать похожим на ремарковского «учителя».

Рекомендация № 1. Задача воспитания патриотизма ни в коем случае не должна быть первостепенной! Или даже выделяться в качестве самостоятельной задачи. Учитель не должен думать о том, в какой части урока он воспитывает чувство любви к Родине, а где излагает сухие факты. Ученики сразу же поймут, в какой момент учитель начал их «воспитывать», и их внимание тут же ослабевает, они захлопываются, как раковины. Ни один человек не любит, когда его воспитывают, особенно когда это делают грубо, «в лоб».

Выход из этой ситуации я вижу только один – задача воспитания патриотизма должна быть второстепенной по отношению к задачам образовательным. Лучше всего, если воспитание этого чувства будет как бы разлито в воздухе, будет присутствовать ненавязчиво, а не резать слух. Тогда не возникает необходимость проведения особых классных часов для «воспитания патриотизма».

Рекомендация № 2. Патриотизм нельзя понимать как любовь только к героическому и славному в своем Отечестве (в случае уроков истории – к его прошлому). На уроках истории главной целью и учителя, и учеников должно быть стремление раскрыть прошлое «во всей его противоречивости» (тоже затертая фраза, но здесь уместная). Именно такой подход может уберечь нас от превращения школьной истории в сборник анекдотов о «них» и примеров «нашего» величия.

Нельзя скрывать от учеников неприглядное в истории. Учитель сегодня не единственный источник информации, к тому же проигрывающий Интернету не только по объему знаний, но и по манере подачи материала. Сила же учителя – в способности дать свою оценку, расставить акценты, а не вываливать на головы учеников горы малопонятных и бессвязных фактов. Но и утаивать что-то о прошлом учитель не может, так как ученики легко вскроют этот обман. К тому же, современные школьники живут в атмосфере плюрализма, они понимают, что «объективная» истина во многих науках недостижима, и они не требуют ее от учителя. Главное, чего они точно не хотят (особенно старшеклассники) – чтобы учитель навязывал бы им единственно верный «патриотический» взгляд. Еще раз вернусь к тому, о чем говорил в самом начале – в современной России понятие патриотизма из-за частого использования у многих уже вызывает отторжение или усмешку, особенно у молодежи, настроенной критически ко «взрослым» ценностям. Школьники готовы к спорам, дискуссиям, они могут даже несколько изменить  свою точку зрения, если столкнутся с фактами, которые не могут опровергнуть. И задача учителя – дать им эту пищу для размышления, задать им вопросы, над которыми они задумаются, а еще лучше – научить их самих задавать такие вопросы, быть критичными к общепризнанному мнению и уметь анализировать, в том числе, и свою точку зрения.

Из этого вытекает моя рекомендация № 3: у учителя должна быть своя позиция по наиболее спорным вопросам истории. Позиция может идти вразрез с общепринятым мнением. Но иметь свою точку зрения учителю истории необходимо, хотя бы для того, чтобы не превращаться в говорящий учебник, который содержит большое количество фактов, но избегает высказывать свое мнение напрямую. Как помочь ученику обрести свой голос, если сам не обладаешь им? При этом иметь свою точку зрения и постоянно ее транслировать на уроках – совсем не одно и то же. А еще хуже навязывать ее ученикам. К счастью, это вряд ли получится. Уметь слушать других, быть беспристрастным, иметь свой взгляд – так бы я сформулировал подход учителя к сложным темам, обсуждаемым на уроках.

Подводя итог, мне хотелось бы сказать, что задача воспитания мыслящего человека, разбирающегося в истории своей страны, обладающего собственным взглядом, но готового выслушать и чужое мнение, на мой взгляд, является основной. В противном случае, уделяя повышенное внимание воспитанию патриотизма, мы рискуем совершить ту же ошибку, что и учитель у Ремарка – подменить понятие «патриотизм» неприязнью ко всему «чужому»: начиная от мнения и заканчивая цветом кожи. Последствия такой подмены понятий вновь могут оказаться трагичными.

 

Морозова Алена Федоровна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 49»

«С чего начинается Родина?..» Каждый по-своему отвечает на этот достаточно личный вопрос. Для меня она начинается с родительского дома на берегу Онего, с детских воспоминаний, мечтаний, желаний… Что-то воплотилось в жизнь, что-то так и осталось мечтой. Но те чувства, которые зародились в моей душе в то время, живут и развиваются вместе со мной, помогая твердо и уверенно идти по жизни со своим видением мира и личной концепцией.

Я с уверенностью могу сказать: «Я – патриот!» Мне не безразлична судьба земли, на которой жили мои предки, живёт моя семья и будут жить будущие поколения.

Природа подарила России места небывалой красоты, а моему родному краю - восхитительное очарование севера.

Я люблю свою Родину и пронизана этим чувством! Через личный пример, художественную литературу, посещение музеев, экскурсий по родному городу, экологические и благотворительные акции, я, как педагог, прививаю это чувство  детям, воспитание которых доверено мне в детском саду.  

Чувство патриотизма… Что стоит за этими словами? Любовь, долг, ответственность, величие страны, гордость. Но это понятие является слишком сложным для ребенка, особенно дошкольника. Что же я, как педагог, могу сделать сейчас, когда дети еще маленькие и не совсем ясно понимают эти сложные термины? Что нужно сейчас воспитывать в ребенке, чтобы потом, в уже не очень далеком будущем, он смог так же гордо сказать: «Я люблю свою Родину?»

Дружелюбие, сопереживание, сострадание, доброта, ответственность, уважение к старшим, умение замечать прекрасное вокруг и беречь то, что имеешь, - вот те качества, которые не только помогут воспитать в ребенке настоящего патриота, но и сделают его успешным и счастливым. (А не к этому ли мы все стремимся?)

Как же научить детей любить и беречь то, что имеешь? Начинать необходимо с малого: дома, в котором родился, семьи, детского сада, улицы, на которой живешь, с посаженного деревца под окном. Здесь не обойтись без поддержки семьи, ведь она является «первым и главным воспитателем», с нее все начинается.

Посадить семя патриотизма, взрастить его и вырастить крепкое дерево, которое принесет свои плоды, - вот наша задача. А в корне этого дерева лежит прошлое, опыт, история и традиции. Без них наше дерево не сможет расти и плодоносить.

Есть одна древняя мудрость: «Человек, не знающий прошлого, не знает ничего». Без знания истории своей страны, ее традиций невозможно воспитание полноценной личности. Без прошлого нельзя построить будущее. И очень печально, что в наше время находятся люди, которые отказываются от опыта предков, стесняются его, хотят вычеркнуть из памяти.

Я считаю, что мы и наши дети должны помнить свою историю, знать традиции своей страны. И очень рада видеть, что в семьях моих воспитанников сохраняются или появляются свои традиции. Ведь научить чему-то ребенка можно только личным примером. И когда дети видят уважение к опыту поколений в семье, они учатся любить. Любовь к семье, ее истории, дому, улице, городу приведет к большой любви к великой стране.

А ведь для того, чтобы научить ребенка любить свою Родину, уважать ее историю, гордиться своей страной и ее прошлым, необходимо совсем немного: рассказывать о своей семье, вместе составить генеалогическое древо, навещать бабушку с дедушкой, гуляя по городу, рассказывать о его достопримечательностях, участвовать в параде Победы,  съездить на малую родину, рассказать о том, где Вы любили проводить время в детстве, посадить дерево, даже просто испечь вместе калитки… Каждый сам выберет для себя то, что он лично сможет сделать вместе с ребенком для своей Родины. И это будет маленький шаг на пути к большой любви – любви к своей стране!».

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»